Основная информация

Бенедиктинцы, в широком смысле, все монахи, живущие по уставу св. Бенедикта Нурсийского; в узком — лишь монахи бенедиктинского ордена (но не монахи выделившихся из него самостоятельных конгрегаций — например, камальдулов, валломброзов, цистерцианцев).

Когда св. Бенедикт в начале 6 в. основал монашеские общины в Субиако и Монте-Кассино, он не думал о создании ордена с четко организованной иерархией и системой подчинения. Его заботила организация самого уклада монашеской жизни и устройство отдельных монастырей. Поэтому бенедиктинский орден, древнейший из орденов Западной церкви, состоит из самостоятельных монашеских общин, объединяемых в «конгрегации» (либо по национально-географическому принципу, либо по принципу объединения вокруг «материнского» аббатства), которые, в свою очередь, образуют «федерацию». Конгрегации возглавляются председательствующими аббатами, а во главе федерации стоит аббат-примас с резиденцией в Риме. Такая организация в полной мере отвечает тем принципам, которыми руководствовался св. Бенедикт, рассматривавший каждый отдельный монастырь как самодостаточную и совершенно самостоятельную семью, поскольку и председатели конгрегаций, и верховный аббат наделялись лишь ограниченной властью. В осуществлении идеала монашеской общины как единой семьи важная роль принадлежит обету stabilitas loci (постоянства местопребывания), которым св. Бенедикт дополнил обычные монашеские обеты. Давая этот обет, монах обязуется до самой смерти оставаться в одном и том же монастыре, который, таким образом, становится его домом.

Целью монахов-бенедиктинцев является святость жизни, и им дозволяются любые формы деятельности, не противоречащие общежитийному укладу и не препятствующие участию в совместных богослужениях. Бенедиктинцы достигли успехов на многих поприщах, и их миссионерская, педагогическая и научная деятельность принесла значительные плоды.

Бенедиктинские аббатства стали центрами образованности и искусств и инициаторами экономических и сельскохозяйственных нововведений. На протяжении нескольких веков все школьное образование находилось в руках бенедиктинцев. В настоящее время они занимают передовые позиции в экуменическом движении и в подготовке литургических реформ.

Женские монашеские общины бенедиктинок возникли одновременно с возникновением бенедиктинского ордена и в своей истории переживали те же этапы, что и весь орден в целом. Монахини некоторых из женских бенедиктинских аббатств ведут созерцательную жизнь, однако в других аббатствах сестры заняты активной деятельностью, включающей педагогическую работу на всех уровнях и заботу о сиротах, больных и престарелых.


Бенедиктинский монастырь Эмаузы на Вышеградской улице заложил Карл IV, пригласивший сюда бенедиктинцев из Хорватии, читавших литургии на славянском языке. Главный храм монастыря известен как церковь Девы Марии на Слованех. Монастырь быстро стал культурно-образовательным центром, а в его мастерских писались и печатались бесценные творения

Монастырь возник при небольшом приходском костеле св. Козьмы и Дамиана (первоначально это был романский костел 12 века) для славянских бенедиктинцев, совершающих службы на старославянском языке (отсюда – «на Слованех», имя «Эмаузы» (эммаусы)– от названия одной из глав Евангелия).

Строительство в стиле высокой готики осуществлялось достаточно быстро, и в 1372 г. монастырь уже был освящен. Он действительно стал известным учреждением культуры и образования, прославившись своим скрипторием (мастерская рукописей), откуда выходили книги исключительного качества с миниатюрами, выполненными на высоком художественном уровне.

Не менее ценным памятником культуры является фресковое оформление с 80-ю сюжетами на библейскую тематику. Эти ценные росписи помещения называли «библией бедных», так как в эпоху средневековья подавляющее большинство верующих не умело читать, а с сюжетами Старого и Нового Завета рядовые монахи знакомились лишь благодаря картинам.

Интересным фрагментом истории монастыря является то, что поскольку тогдашний каноник сумел договориться с гуситами, то монастырь стал единственным действующим чешским монастырем, где принимались оба причастия, что сохранило его от пожара и уничтожения.

В 1636 г. в монастыре обитали испанские бенедиктинцы, а славянским братьям тогда были предоставлены коллегия премонстратов и храм св. Микулаша на Старогородской площади. Испанцы оставили после себя «барочное наследие».

Далее местных монахов сменили немецкие (изгнанные, в свою очередь, канцлером Бисмарком). Пригласил их сюда пражский архиепископ кардинал Шварценберг Именно беуронские бенедиктинцы продолжали реконструкцию в стиле неоготики.

После революции 1918 г. немцы были изгнаны и какое-то время комплекс занимала музыкальная консерватория. Но уже в 1920-м бёрнские бенедиктинцы вернулись, была обновлена славянская литургия, продолжались реставрационные работы.

14 февраля 1945 года Эмаузы пострадали при бомбардировке Праги американской авиацией, что серьезно повредило храму. Как уверяют чешские источники, американские летчики твердили, якобы они "перепутали" Прагу с Дрезденом.


Главный храм монастыря, храм Девы Марии, построили в 1372 г., затем, после разорения его пришлось обновлять во 2-ой половине 17 веке в стиле барокко. В конце 19 века произошла перестройка в псевдоготическом стиле, тогда же появились башни, впоследствии разрушенные при бомбардировке. Сегодняшний вид костел обрел в 1967 г. по проекту арх. Ф.М.Черного.


Отзывы об этом месте: Написать отзыв